Обязательна ли маркировка упакованной воды отвечаем на популярные вопросы
- 20 апреля 2023
- Время чтения: 9 минут
Процесс перехода производителей и сферы торговли на работу с маркировкой упакованной воды ведется уже несколько лет. Процесс поэтапный, много нюансов, поэтому вопросы по поводу легальной продажи популярного товара все еще возникают. Рассмотрим подробнее особенности работы с маркировкой упаковки воды.
Об утверждении правил маркировки упакованной воды
С 1 марта питьевая вода не может реализовываться в розничных сетях без нанесенной маркировки DataMatrix. Сроки маркировки упакованной воды были определены заранее, у всех участников было время подготовиться. Все движения продукции отслеживаются через систему Честный ЗНАК, нарушителям грозит штраф. Что касается производства и импорта, для этих участников правила стали действовать годом ранее. Маркировка упакованной воды в 2022 году включала использование ЭДО в объемно-сортовом учете.
Data Matrix — это вариант двухмерного кода с криптографической защитой. Код сканируется 2D-сканером (обычный 1D-сканер линейных штрихкодов не подойдет). В свою очередь покупатель может отсканировать упакованную питьевую воду с маркировкой: навести камеру на код и узнать данные о товаре. Подделка кодов — слишком затратное и сложное мероприятие, DataMatrix практически невозможно скопировать, таким образом государство борется с теневым рынком.
Движение каждого товара отслеживается в системе маркировки упакованной воды ГИС МТ. С системой обязаны работать производители, дистрибьюторы (оптовики), поставщики из-за рубежа, розничные продавцы. Движение каждой бутылки отслеживается в системе после того, как участник вносит данные о перемещении. Новый реализатор обязан зарегистрироваться в системе в течение 7 дней после появления необходимости в осуществлении оборота товара, чтобы законно продавать воду.
Кто участвует в маркировке упакованной воды в «Честный ЗНАК» и как это сделать
Работа в ГИС МТ предполагает наличие у юридического лица квалифицированной электронной подписи, а также подключение участников рынка к ЭДО.
Обязанности участников:
- Изготовитель. Создает Личный кабинет в ЧЗ, формирует коды на основании GTIN (номера едины и хранятся в международной базе). В карточке указывается подробное описание. После проверки данных необходимо оплатить коды (стоимость одного идентификатора — 50 копеек), распечатать и нанести на крышку. При отгрузке товара направляется УПД в электронном виде. Аналогично работает импортер, с той разницей, что полученные коды для нанесения он направляет иностранному производителю.
- Дистрибьютор, магазин. Получает УПД, сверяет коды, выводит товар из оборота по причине брака, истечения срока годности. Розница выводит воду из оборота по причине продажи конечному потребителю.
- Сегмент HoReCa. Действуют те же правила, что для розницы. Но если ресторан, столовая, детский сад или иное учреждение закупает воду не для продажи, а других нужд, то требуется только вывод из оборота.
Маркировать нужно не всю воду, а только питьевую без вкусоароматических добавок и красителей с газом и без газа. Изменения не затрагивают талую воду и лед.
Правила маркировки упакованной воды средствами идентификации
Любые участники обязаны передавать данные в систему маркировки. Правила маркировки упакованной воды:
Правила маркировки упакованной воды:
- Приобрести сертифицированный носитель (Рутокен, JaCarta и др.) с цифровой подписью УКЭП.
- Установить набор программ средств криптографической защиты информации .
- Указать контактные данные, роль: изготовитель, продавец и пр.
Обязанности изготовителя:
- Формировать коды для каждого товара, вводить их в оборот.
- Формировать агрегаты для транспортировки упаковок.
- Маркировать упаковку/бутылку. Самый удобный способ — самостоятельная печать с помощью принтера на самоклеящихся этикетках. Иногда код наносится непосредственно на пластик, но это более затратный процесс. Чтобы не клеить этикетки вручную, можно приобрести аппликатор.
- Передавать УПД оптовому закупщику.
Обязанности дистрибьютора:
- Проверять коды по УПД при поставках на склад.
- Создавать УПД с кодами или данными ОСУ при отгрузке.
- Выводить из оборота бракованный, украденный, утерянный товар и с истекшим сроком годности.
Обязанности розницы:
- Принимать УПД и сверять коды.
- Сканировать коды при продаже. Потребуется касса с ФФД 1.2.
- Передавать данные в ОФД. Для работы с ЧЗ важно заключить договор с ОФД, необходимо уточнить, что действующий договор предполагает передачу данных в ИС ЧЗ.
- Выводить из оборота по причине продажи, кражи, брака и т. д.
С ЧЗ умеют работать популярные товароучетные программы. Перед началом работы обновляют ККТ и программу, чтобы все было готово для работы с маркировкой. Если касса устарела, необходимо приобрести новый аппарат. Возможна маркировка упакованной воды в 1С, ЕКАМ, Контур, LiteBox, CloudShop и др.
Вопросы и ответы
Основные этапы маркировки упакованной воды пройдены, на сегодняшний день вся питьевая вода в таре должна маркироваться (кроме воды, попадающей под исключения). С 01.03 2025 г. необходимо будет вести учет каждого экземпляра. Чтобы избежать нарушения законов, подключитесь к ЭДО, получите сертификат КЭП, обновите прошивку ККМ. Компания «КАССЦЕНТР» помогает с настройкой оборудования, регистрацией в ЧЗ, подключением к ЭДО. Оказываем полный спектр услуг и реализуем торговое оборудование для вашего бизнеса.
Выберите своё оборудование для маркировки
-
MPRINT LP80 Termex USB4.2 out of 511 400 руб. В корзину
-
MPRINT LP58 EVA RS232-USB4.3 out of 512 840 руб. В корзину
-
АТОЛ TT 424.14 out of 518 300 руб. В корзину
-
АТОЛ TT414.9 out of 515 100 руб. В корзину