Маркировка спортивных товаров
- 03 октября 2025
- Время чтения: 5 минут
Спортивные товары — это широкий перечень инвентаря, спортивной одежды, обуви для тренировок и активного отдыха, а также специальное спортивное питание. Большинство товаров, продающихся в спортмагазинах, подлежат обязательной маркировке. Спортсменам особенно важно следить за качеством спорттоваров, а задача производителей и продавцов — поставлять и реализовывать безопасную продукцию. Рассказываем об этапах маркировки и обязанностях участников рынка.
Маркировка спортивных товаров: что это
Маркировка — это особые правила учета товаров. Каждая категория должна быть описана в системе «Честный ЗНАК», где учитывается все происходящее с товаром от выпуска до реализации конечному потребителю, а также выбытие по другим причинам: брак, кража, поломка. Рассмотрим подробнее, какие группы товаров, связанных со спортом, внесены в перечень обязательных к маркировке и на какой стадии внедрения они находятся.
Маркировка одежды
Товары легкой промышленности одни из первых были включены в категории, обязательные для маркировки.
Этапы:
- 1.01.21 — продажа товаров ЛП только с кодом Data Matrix.
- Перемаркировка продукции, произведенной раньше января.
- 1.01.22 — реализация только с использованием ЭДО.
- 1.04 – 1.10.24 — маркировка товаров второй волны (верхняя одежда, лыжные комбинезоны, костюмы, аксессуары и пр.).
- 15.09.24 — выбытие немаркированного товара.
- 1.11.24 — проверка всех штрихкодов через онлайн-кассу.
- 1.03.25 — офлайн-проверка.
- До 1.03.26 — маркировка остатков.
- До 30.09.25 — ввод в оборот импортных товаров, произведенных до старта проекта.
- 1.01.26 — запрет продажи немаркированных остатков.
- До 1.03.26 — заказ кодов ДатаМатрикс для еще не промаркированных остатков.
Обязательно маркировать нужно не только одежду, но и головные уборы, шарфы, полотенца и другой текстиль.
Маркировка обуви
Обувь — еще одна категория, которая появилась на сайте «Честный ЗНАК» одной из первых.
Этапы:
- 1.07.20 — начинается обязательная маркировка обуви, участники должны быть зарегистрированы в системе.
- Включительно до 1.06.21 — перемаркировка товаров, произведенных раньше старта проекта. Допускается описание по сокращенному атрибутивному составу.
- 1.01.22 — подключение ЭДО.
- До 1.04.23 — описание по полному атрибутивному составу. Продажа товаров с сокращенным описанием не допускается.
- 1.11.24 — онлайн-проверка штрихкодов (стартует разрешительный режим на онлайн-кассах).
- 1.03.25 — офлайн-проверка при продаже через онлайн-кассы в рамках разрешительного режима.
К спортивной обуви относятся не только кроссовки для бега, игр и спортивных состязаний, но и ботинки для альпинизма, походов и прогулок на природе (треккинговая обувь).
Маркировка спортивного питания
Для людей, ведущих активный образ жизни, разработаны специальные биодобавки для быстрого набора мышечной массы, улучшения спортивных показателей, обогащения рациона. К категории относятся протеиновые батончики, жиросжигатели, Омега-3. В спортивных магазинах, помимо питания, может продаваться и бутилированная вода. Маркировка для упакованной воды вводилась постепенно с 1.05.24 — с 1.09. этого же года реализация через кассу немаркированной воды оказалась под запретом.
Этапы маркировки питания:
- 1.09.25 — старт регистрации.
- 1.10.25 — обязательная маркировка питания.
- 1.02.26 — заполнение таможенной декларации.
- 1.03.26 — поэкземплярное выбытие.
- До 31.08.26 — перемаркировка остатков.
- С 1.09.26 — запрет детализации без DataMatrix.
- 1.03. 27 — поэкземплярный учет.
Отдельно стоит отметить снаряжение. Маркировать инвентарь пока необязательно, за исключением велосипедов. Этапы маркировки велотоваров проходили с 1.09.24 по 1.03.25. Хотя другое снаряжение пока маркировать не следует, нужно следить за новостями по каждому отдельному виду инвентаря, поскольку товары могут входить в разные группы. Узнать, нужно ли маркировать конкретную категорию, можно на сайте «Честный ЗНАК», где указаны коды ТН ВЭД, ОКПД2, также можно руководствоваться наличием свидетельства о государственной регистрации (СГР).
Последовательность действий для всех участников процесса при работе с маркированными товарами
На этапе, когда пилотный проект завершен и маркировка стала обязательной, задачи по нанесению кодов ложатся на плечи производителя и импортера. Если товары попали на склад или в магазин без штрихкода, обязанность по нанесению маркировки переходит к дистрибьютору, ритейлу.
Рознице необходимы специальные инструменты для реализации продукции с Data Matrix:
- Онлайн-касса, которая подходит для работы в системе. Для работы с «ЧЗ» предназначены не только POS-системы и фискальные регистраторы, но и компактные смарт-терминалы. Главное, при приобретении оборудования обращать внимание на значок «Честный ЗНАК».
- 2D-сканер. Двухмерные коды умеют считывать только специальные виды сканеров: они подходят и для сканирования линейных штриховых кодов.
- Терминалы сбора данных. Это оборудование позволяет следить за наличием товара в залах, проводить инвентаризацию.
- Принтер этикеток. Необходим для печати заказанных кодов (обратите внимание, после окончания пилота штрихкоды становятся платными).
Что необходимо для работы в национальной системе «ЧЗ»:
- Усиленная цифровая подпись для входа в систему.
- Личный кабинет на сайте «ЧЗ».
- Подключение к ОФД.
- Электронный документооборот.
- Совместимая товароучетная программа, например, 1С.
Грамотная подготовка к продаже маркированных товаров — это гарантия отсутствия нарушений и штрафов. Все необходимое оборудование вы можете заказать в компании «КАССЦЕНТР». Мы не только реализуем оборудование для торговли, но и оказываем услуги по подключению к сервисам, настройке и ремонту оборудования. Свяжитесь с нами — работаем с заказчиками из Москвы и других городов.
Выберите своё ТСД и программы для ИП
-
aQsi 64.7 out of 523 200 руб. Купить
-
aQsi 5 Absolut POS4.6 out of 526 900 руб. Купить
-
Эвотор 6 Смарт-терминал4.9 out of 529 900 руб. Купить
-
СТБ 54.9 out of 519 000 руб. Купить



