Маркировка меда
- 14 октября 2025
- Время чтения: 5 минут
Минпромторг разработал проект, согласно которому с 1 марта 2026 года вводится обязательная маркировка натурального и искусственного меда, продуктов на его основе, продукции пчеловодства. Предполагается, что к этому сроку маркировать нужно будет и другую бакалейную продукцию. Хотя новость появилась недавно и до старта пилотного проекта еще есть время, предлагаем уже сейчас ознакомиться с правилами маркировки, чтобы изменения не застали врасплох.
Что известно о маркировке бакалеи
Проект находится в разработке. На первом этапе, как это было и с другой продукцией, регистрация в системе «Честный ЗНАК» добровольная. Правительство отслеживает, как работает маркировка разной продукции и поэтапно вводит правила, касающиеся всех участников рынка.
Что касается сроков, предложены следующие этапы:
- 1 марта 2026 года — начало регистрации товаров из чистого меда или продуктов на его основе.
- 1 сентября — нанесение штрихкодов Data Matrix на потребительские упаковки.
- 1 мая 2029 года — поэкземплярный учет.
Маркировка меда в «Честном ЗНАКЕ» — еще один шаг в сторону борьбы с фальсификатами, просроченной и просто опасной для здоровья продукцией. Это гарантия, что информация, нанесенная на упаковку, является достоверной.
Мед — это продукт, который легко подделать, используя самый дешевый свекловичный сахар. Хотя сахарный продукт может и не представлять никакой опасности для здоровья, но и пищевая ценность у фальсификата ниже, а целебные свойства вовсе отсутствуют.
Известны случаи отравления цветочным медом:
- В продукте был обнаружен атропин, поскольку пчелы собирали нектар с цветков дурмана и белены.
- Бывали случаи обнаружения нейротоксина андромедотоксина, если мед был собран только с рододендрона.
Кроме того, в мед сомнительного происхождения может попасть сильнейший яд ботулотоксин, вызывающий отравление из-за развития ботулизма.
Обработанный мед и продукт с добавками получает декларацию соответствия. Продукт проверяют на наличие токсинов, пестицидов, тяжелых металлов, антибиотиков. Декларацию можно оформить только после тестов. Дополнительно изготовители могут заказать расчет пищевой ценности и калорийности.
Какие документы нужны сейчас для реализации меда
Проект был анонсировали Минпромторгом еще летом 2025 года и должен был стартовать 1 августа, но этого так и не произошло. Пчеловодам, оптовикам, представителями розницы, производителям было представлено дополнительное время на подготовку.
Маркировки меда в «ЧЗ» сейчас нет, продукт не включен ни в одну из категорий. Производители могут не получать сертификат соответствия. Но это не значит, что к меду вообще нет требований. Продукт с каждой пасеки, если он не подвергался обработке, должен соответствовать ГОСТ 19792-2017 «Мед натуральный. Технические условия» и иметь ветеринарное свидетельство. Каждую партию проверяют в лаборатории, чтобы подтвердить безопасность продукта, а при обнаружении нарушений снять товар с реализации.
Обработанный мед и продукт с добавками получает декларацию соответствия. Продукт проверяют на наличие токсинов, пестицидов, тяжелых металлов, антибиотиков. Декларацию можно оформить только после тестов. Дополнительно изготовители могут заказать расчет пищевой ценности и калорийности.
Этикетку оформляют по ГОСТ Р 51074, где указывается:
- Подлинность (пчелиный, искусственный).
- Для натурального меда — год сбора, вид меда (липовый, гречишный, горчичный и др.).
- Срок годности.
- Наличие добавок.
- Пищевая ценность.
- Адрес производства.
Если продукт не может в полной мере соответствовать ГОСТ, изготовитель разрабатывает ТУ. Получение добровольного сертификата — это дополнительные преимущества для производителя. Знак добровольной сертификации повышает доверие покупателей, мед проще отдавать на реализацию в крупные сети и поставлять в детские учреждения.
Подготовка к маркировке
Хотя в «ЧЗ» регистрировать мед пока не нужно, требования к этому продукту все же есть и со временем они могут ужесточиться. Если вы планируете продавать и другие маркированные товары, подготовиться к законному ведению бизнеса нужно уже сейчас.
Что необходимо:
- Получить усиленную квалифицированную подпись, с помощью которой можно входить в личный кабинет «ЧЗ».
- Пройти регистрацию в системе.
- Для производителей и импортеров – получить коды маркировки. Обратите внимание, что участники пилотного проекта на этапе эксперимента получают штрихкоды бесплатно.
- Подключиться к ЭДО.
- Проверить, что ваша онлайн-касса подходит для продаж маркированной продукции и работает с ФФД 1.2 (с 1 сентября 2025 года формат обновлен). Если нет – нужно заменить онлайн-кассу или обновить прошивку.
- Заказать принтер этикеток для печати кодов.
- Ритейлу — заключить договор с ОФД.
- Установить товароучетную программу, которая подходит для работы с «ЧЗ» (например, 1С).
- Подключить 2D-сканер.
- Дополнительно можно купить терминал сбора данных для инвентаризации.
Заключение
Следите за новостями, чтобы не пропустить старт проекта по маркировке продукции, которая ранее по попадала ни в одну из категорий. Если вы осведомлены, то всегда готовы к нововведениям, и те не станут для вас сюрпризом.
Заказать все необходимое оборудование и воспользоваться услугами по регистрации и подключению оборудования вам предлагает компания «КАССЦЕНТР». Процесс регистрации и подключения ко всем службам может оказаться непростым для новых участников рынка. Свяжитесь с нами, мы готовы взять на себя все обязанности, помочь подобрать модель кассы, сканер штрихкодов, ТСД, электронные весы под конкретные задачи бизнеса.
Выберите своё ТСД и программы для ИП
-
aQsi 64.7 out of 523 200 руб. Купить
-
aQsi 5 Absolut POS4.6 out of 526 900 руб. Купить
-
Эвотор 6 Смарт-терминал4.9 out of 529 900 руб. Купить
-
СТБ 54.9 out of 519 000 руб. Купить



